С начала пандемии число торгующих через интернет малых и средних предприятий выросло в шесть раз, до 245,9 тыс. Это связано с карантинными мерами, а также с развитием параллельного импорта в период санкционных ограничений. На маркетплейсах становится всё проще организовать бизнес, из-за чего число торговцев на площадках только продолжит расти. Однако малые компании могут попасть в серьезную зависимость от маркетплейсов.
Пандемия и параллельный импорт
В декабре 2022 года число представителей малого и среднего бизнеса, которые торговали через интернет, достигло 245,9 тыс. компаний. Это почти в шесть раз больше, чем было в период до начала пандемии: на 1 января 2020-го их число составляло 43,4 тыс.
Среди регионов — лидеров по росту количества небольших компаний, торгующих в интернете, в 2022 году оказались Москва и Подмосковье, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Татарстан. С начала прошлого года выручка МСП, которые реализуют свои товары через интернет, достигла 220 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 27%. В 2021-м рост был существеннее — на 40%.
Наибольший рост сферы интернет-торговли фиксируется в 2020–2021 годах. В первую очередь это связано с противовирусными ограничениями в офлайн-продажах, отметили в ведомстве.
— На развитие онлайн-продаж МСП ориентирован ряд мер господдержки. Так, центры «Мой бизнес» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» оказывают компаниям помощь по выходу на электронные торговые площадки, созданию собственных интернет-магазинов, продвижению товаров и услуг в соцсетях, — рассказали в пресс-службе.
Заложник маркетплейса
В 2022 году в России начали открывать компании, которые специализируются на работе с параллельным импортом. Преимущественно их запускают онлайн.
Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Мария Коломиец прогнозирует увеличение оборота на 20–30%, при этом не менее 35% от этого показателя придется именно на продажи МСП.
Координатор «Деловой России» в Центральном федеральном округе Дмитрий Аббакумов рассказал, что в 2022 году самые трендовые и быстрорастущие направления в интернет-продажах — сантехника, стройматериалы, товары для сада, фото- и видеотехника. Рост в этих категориях составил 200–250% к предыдущему году. Также, по его словам, 70–80% роста показывают направления, связанные с одеждой и текстилем (самая крупная сфера), косметикой и товарами для детей.
Говоря о сферах интернет-торговли, наиболее перспективных с точки зрения роста в 2023 году, эксперты также отметили бизнес, связанный с легкой промышленностью: товарами для дома, здоровья, бытовой химией, продуктами питания, спорттоварами.
Тема, связанная с маркетплейсами, достаточно сложная в плане некоторых последствий, отметил Дмитрий Аббакумов. Онлайн-магазины действительно позволяют производителям продавать свою продукцию по всей России и странам СНГ. С другой стороны, интернет-площадки забирают долю продаж у офлайн-торговли. Розница перестает платить налоги, зарплаты, что влечет за собой снижение доходов региональных бюджетов. При этом пункты выдачи маркетплейсов не могут компенсировать эти выпадающие доходы, посетовал координатор «Деловой России» в ЦФО.
По его словам, маркетплейсы постоянно ужесточают условия хранения, логистики, увеличивают свою долю вознаграждения за продажи. Всё это снижает рентабельность небольших компаний. Кроме того, есть риск, что сетевые ритейлеры начинают выпускать продукцию под собственной торговой маркой, забивая цепочку продаж. Также небольшой производитель, начиная работать на маркетплейс как на моноклиента, приходит к полной зависимости от него. При возникновении конфликта решение принимается не в пользу производителя, указал эксперт.
— Несмотря на то что компании, которые раньше и мечтать не могли работать на всю Россию, начинают это делать, они попадают в очень уязвимое положение, — отметил он.
Поэтому при развитии МСП в интернете необходимо учитывать все общественно-экономические интересы, добавил Дмитрий Аббакумов.