Бизнес-опыт. Франчайзинг

Идея франчайзинга уже не нова, но популярность ее только набирает обороты, в том числе и в нашем далеком городе. Однако данная бизнес-модель обладает как плюсами, так и минусами.

Ажиотаж среди компаний в стремлении «упаковать» и продать свою франшизу как можно скорее создает ряд проблем: франчайзи (приобретатель) получает «сырой» и нежизнеспособный продукт, а франчайзер (продавец) — плохую репутацию и, нередко, судебные претензии.

В рубрике «Бизнес-опыт» мы расскажем вам о нюансах выбора франшизы, а поделится этим опытом предприниматель в сфере общественного питания – Виктория Кочетова. Под управлением Виктории и ее мужа находятся два успешных франшизных заведения Dodo и Cinnabon в Магадане. Dodo Pizza Magadan на протяжении последних двух лет официально является самой оборотистой точкой во всей сети по стране.

Виктория:

– Первое и главное – это выбор самой франшизы. Не потому, что это актуально и удобно, по сравнению с взращиванием бизнеса с нуля, а максимально ответственно и полагаясь на логику. В идеале – вы должны выбирать то, что вам близко, интересно, что приносит удовольствие.  Предположим, вы кофеман. Кофе, его вариации, подача, дополнительные лакомства к нему – все это вы любите и в этом хорошо разбираетесь. Тогда и выбор для стартапа – кофейня с известным именем – станет интересным и комфортным для вас делом. А еще на этапе выбора важно изучить основателя бренда, интересен ли он как лидер, идеи и работа которого вам близки по духу.

– И вот второй этап. Вы уже выбрали бизнес-модель. Что дальше? А дальше надо углубиться и изучить финансовую модель. Досконально. Ведь расходы на франшизу складываются из двух платежей — стартового паушального взноса и роялти. Первый выплачивается сразу при заключении договора, а второй франчайзи перечисляет с определённой периодичностью (например, раз в месяц, раз в полгода или раз в год). Но это далеко не все. Здесь надо по пунктам разбирать подробно: сколько средств уйдет на ремонт помещения, мебель, подбор и обучение персонала; какая, ориентировочно, выручка. Не все позиции бывают указаны и прозрачны, а эти подводные камни могут создать в дальнейшем ряд проблем. Поэтому на данном этапе обязательно надо привлечь сторонних специалистов в лице профессионального бухгалтера, аудитора или финансиста.

– И, конечно, если мы говорим о Магадане, надо учитывать специфику региона. Логистика в области очень сложная: сроки, цены (постоянные повышения) и риски. С уверенностью могу сказать, что региональный коэффициент здесь не менее 2. То есть, если вы рассчитали весь ремонт до копеечки (материалы, доставка, оплата работы) – можете смело умножать эту сумму в 2 раза. Непредвиденные и дополнительные расходы – «страшный сон» любого бизнесмена, особенно на Севере. Да, таковы реалии Магадана.

– И вот, представим, что на данном пути у вас уже все выстроено и работает, подготовка помещения близится к концу. Значит, настало самое время заняться подбором и обучением персонала. Но при заключении договора о франшизе вам предварительно проведут обучение по управлению франшизой. В идеале все необходимое для понимания и ведения конкретного бизнеса должно быть раскрыто для вас на старте.

– Чтобы обучать персонал, вы должны сами владеть всеми нюансами и тонкостями «кухни». И, конечно, вы должны прекрасно понимать, какой человек вам нужен на конкретном месте. Для этого необходимо составить «портрет» сотрудника заранее. Но о том, как подбирать персонал (в частности, в Магадане) и проводить собеседование, я расскажу в следующий раз. Вопрос этот объемный, в один абзац не уместить.

А мы напоминаем, что Виктория Кочетова стала первым участником нашей новой рубрики «Бизнес-опыт», в которой мы будем делиться опытом успешных предпринимателей региона. Эти люди выстраивают свою работу в непростых условиях севера, знают, как решать проблемы бизнеса, искать и находить нужную информацию и готовы поделиться своими знаниями.