«Успешная команда – успешный бизнес»

Как строить и мотивировать команду – читайте в рубрике «Бизнес-опыт».

Интервью с предпринимателем Викторией Кочетовой.

В современном бизнесе успех компании во многом зависит от эффективности её команды. Но как создать команду, которая не просто выполняет задачи, а действительно двигает бизнес вперёд? На этот вопрос отвечает Виктория Кочетова, опытный предприниматель, совладелица пиццерии «Додо Пицца» в своём интервью для Центра «Мой бизнес».

– Виктория, Ваше дело работает уже давно и вполне слаженно. В этом, конечно, заслуга и команды. Но чтобы команду сформировать, нужен большой опыт, знания, интуиция – все сразу. Как и с чего вы начинаете прием сотрудника в вашу команду?

У нас в компании есть несколько должностей, целая линейка. И, принимая человека на ту или иную должность, мы проводим тщательное собеседование. Сейчас у меня уже сформирован «портрет» на каждую должность. Я точно знаю, какими навыками и набором качеств он должен обладать. Но молодой руководитель будет интуитивно проходить этот путь или пользоваться помощью интернета. Я же сформировала свой опыт из нескольких блоков: привлекала к помощи профессиональных HR-специалистов (правда, их немного в нашем городе); самостоятельно изучала литературу и статьи по этой теме, а также искала тех, кто уже был на «пару голов выше» меня в этом вопросе – опытных предпринимателей и руководителей.  Это вообще очень хороший вариант – найти людей, которые для тебя являются ролевой моделью в этом вопросе.

– А какие у Вас «ред-флаги» во время собеседования?

Три, есть три пункта, несоответствие которым практически сразу становится для меня сигналом. Обычно, это легко определяется, что экономит и мне, и соискателю время.

Итак:

  1. Речь. Самый первый и очевидный фактор. Если человек неграмотен, конечно, на должность кассира или менеджера мы его не возьмем. Ведь общение с клиентом подразумевает наличие понятной, грамотной речи. Сюда же можно отнести и другое качество, связанное с речью, а именно – этика общения. Если человек грубит, дерзит, проявляет себя, скажем по-простому, «бОрзо», то это также «ред-флаг» для меня – значит, не умеет сдерживать эмоции и контролировать их.
  2. Культурный код. Я так называю набор качеств, которые должны быть в той или иной мере у наших работников, чтобы всем вместе строить команду, одну большую «семью». Для этого нужна доброжелательность, сплоченность, а главное – активность. Именно так мы формируем крепкий коллектив, в котором все способны на взаимовыручку. Для этого мы регулярно проводим корпоративные игры, встречи, конкурсы и выезды. Если на начальном этапе человек дает понять, что ему это чуждо, неинтересно, он сам по себе, то наше комьюнити ему будет не по душе. Зачем нам кому-то навязываться, создавать проблемы?
  3. Цель. Это тоже обязательный вопрос при собеседовании. Наверняка его задают все работодатели, но от этого он не перестанет быть важным. Более того, к нему могут быть готовы: могут указать не реальную цель, а ту, которая, якобы, подойдет работодателю, но определить истину совсем не сложно путем добавления нескольких уточняющих вопросов. Если человек говорит, что его цель – это, условно, заработать на новый телефон, то долгоиграющей наша с ним история вряд ли будет. И даже если он говорит, что работа нужна в принципе, и он уже там работал, тут работал, но вот у нас (он слышал) так хорошо – это тоже не внушит мне доверия. Но если цель обозначена четче, она существенна, то с таким работником у нас больше шансов.

Поэтому несоответствие потенциального работника этим трем пунктам при собеседовании может сразу помочь в принятии решения.

– Вы заговорили о «культурном коде» в вашей организации, указали некоторые качества, которые Вы считаете наиболее важными для членов вашей команды. Можно немного поподробнее?

Качества, которые для нас важны – оптимизм, лояльность к компании, эмпатия. Стараемся прививать, если это слабо развито в человеке. Но если в базовых настройках они изначально заложены, то для нас это только на руку. Когда сотрудник вечно чем-то недоволен, пессимистично настроен, не лоялен и не уважает свой коллектив и работу, дружбы у нас не сложится. Ежедневно в чате мы даем обратную связь по работе и всем вопросам, что возникли. Ежемесячно проводим NPS сотрудников. Мы ее еще называем «Индекс счастья». Все это проводится анонимно.

 

– И вот, новый сотрудник прошел первый этап – собеседование. Он приступает к работе. Как проходит его процесс адаптации в команде и какой период на это отводится?

Сначала мы ставим пробные (тестовые) смены с прикрепленным наставником. По истечение 2-3 смен снова встречаемся с работником (точнее, пока он только претендент) и спрашиваем: «Как тебе?». И вот если человек отвечает: «Все нормально», – и мы видим, что так и есть, начинается процесс оформления. В общей сложности у каждого – минимум месяц на адаптацию. Если мало или результаты не устраивают, мы даем еще месяц. В конце периода проводим небольшой экзамен. Конечно, кто-то схватывает раньше, а кому-то нужно по максимуму времени, но если работник через 2, а то и 3 месяца справляется плохо, не в состоянии объяснить «Почему?» и «Что мешает?», мы прекращаем эту историю.

 

– Как вы справляетесь с конфликтами или сложными ситуациями внутри команды?

Быстро и просто:

  1. Погасить в зародыше – менеджер или управляющий решает конфликт оперативно и не дает ему разрастись;

  2. Если проблема существенна, тактика одна – очная ставка (недаром же у меня юридическое образование). Здесь руководитель выступает в роли и судьи, и психолога, и даже педагога. Но это, к счастью, случается редко.

– Виктория, и завершающий (или обобщающий) вопрос: как вы мотивируете свою команду и поддерживаете ее продуктивность и вовлеченность?

То, о чем я буду говорить, принято считать нематериальной мотивацией, но мне не совсем нравится этот термин. Система мотивации – это способы заинтересовать сотрудника работать более продуктивно и эффективно, вовлечь его в работу и отдаваться ей. Мероприятия, которые мы организуем, не рассчитаны на большую эффективность сотрудников, они, скорее, направлены на отвлечение. У нас тяжелая работа из-за большого объема: ребята сильно устают, и хочется создать им условия, при которых они смогут отдохнуть или «выпустить пар» через физические нагрузки.

На эти цели у нас отведена отдельная статья расходов.

 

Что мы организуем:

  1. Корпоративы на основные праздники. Мы всегда ответственно подходим к этому вопросу, у нас уже есть своя традиция, в которой каждый корпоратив мы разыгрываем кубок между командами. Обычно, это самые масштабные наши мероприятия – с ведущим и диджеем. И каждый год мы привносим что-то новое. На последнем мероприятии – нашем пятилетии – мы даже создали свой гимн, и теперь у нашей команды есть личная песня.
  2. Регулярные спортивные мероприятия. Сейчас ребята чаще играют в футбол, но помимо этого мы ходили на каток и организовывали для сотрудников фитнес.
  3. Психотерапия. Для управленческого состава была организована корпоративная онлайн-сессия по психологии со специалистом из Москвы, сейчас я организую ее приезд в город для очной работы с командами. Помимо этого, у нас есть скидка на услуги психолога: 3 сессии сотрудник может пройти бесплатно, дальше – со скидкой.
  4. Путешествие. В прошлом году мы разыгрывали поездку на Камчатку. Победители провели выходные в этом прекрасном крае в кругу коллег.
  5. Приятные дополнения. Очень много всяких мелочей в виде мерча, розыгрышей с призами, конкурсов… Просто можем накрыть «вкусный» стол сотрудникам, если смена была тяжелой. Курьеров в дожди всегда греем чаем с лимоном и тд.

Для меня это все очень важно. Как-то даже поднялся вопрос о том, чтобы убрать все это в пользу зарплаты. Я не готова на это пойти, я верю в то, что не все упирается только в деньги, и хочется работать с теми, кто хочет быть дружной командой, проводить совместно время. Мне кажется, в городе достаточно мест, где можно просто заработать деньги, мне же хочется создавать другое. Наверное, поэтому столько внимания я уделяю именно умению работать в команде и для команды.

Независимо от того, начинающий вы предприниматель или опытный руководитель, опыт Виктории Кочетовой может предоставить вам практические идеи и инструменты для создания команды мечты.

Фото предоставлены Викторией Кочетовой.