«Ягель» – культурное событие Магадана

Все больше магаданцев узнает о маркете хендмейд-мастеров «Ягель», который совсем скоро, вот уже в 8-й раз, будет проходить в новой локации.

16 декабря 2023 года гости и участники ярмарки попадут в храм Мельпомены – здание Магаданского Драматического театра.

Ягель как маркет уже давно перерос свой формат и вырос до всегородского творческого пространства. Бессменные организаторы и зачинатели идеи – Валентина Вершинина и Анна Белан – не только творческие девушки, но и грамотные управленцы, бизнесмены, активисты. Именно с ними Фонд развития предпринимательства провел интервью для рубрики «История успеха».

«Ягель» – необычное название. Как оно появилось, сразу вместе с идеей?

– Нет, идея появилась раньше, в 2021 году. Сначала это была площадка для продажи изделий ручной работы «Крафт Маркет». Это было начало, но нам не хватало регионального компонента в названии и оформлении. Все сводилось к чему-то размытому, не передавало наш колорит, не делало уникальным. «Крафт Маркет» – очень обобщенное название для любого маркета хендмейд. И вот так родился «Ягель» – емкое, запоминающееся название: северное и красивое.

– А дальше Ягель начал развиваться и расти. Недостаточно было только маркета или площадки для реализации, нужно было нечто большее, объединяющее. Ягель – это событие, которое ждут и участники, и гости. Мы меняем и улучшаем его от раза к разу, не ограничиваемся одним местом или формой, ищем новые пути развития, сотрудничество и взаимоподдержку. Так, в самом начале, нас поддержали предприниматели города – Александр Дубинин, Денис Розенко. Мы также обращались к Правительству города и области, в частности, нам помогал и помогает Юрий Михайлович Казетов и руководитель ОТОК Юлия Авилова.

Маркет, Hand-made пространство или даже Фестиваль – все это «Ягель». А чем он полезен именно для региона?

– Ягель объединяет творческих людей, но это не просто комьюнити – это выход на новый уровень. Многие участники Ягеля оформили самозанятость, развивают уже бизнес, а не только творческое начало. Появляются новые участники, и они также видят в своем увлечении иной уровень – это не хобби, это работа, реализация, польза.

– Здесь участники знакомятся, получают обратную связь в живом общении. В Интернете, где они тоже реализуют свои товары, такой отдачи и потока полезной информации нет. Они находят новые контакты и заказчиков, в том числе из числа Юридических лиц.

– Все больше наших участников знакомится с Фондом развития предпринимательства, узнают о мерах поддержки для самозанятых и предпринимателей в регионе. Уровень осознанности и информативности растет – в городе появляются новые субъекты малого бизнеса. Центр «Мой бизнес» для них – уже знакомый бренд.

А вы сами максимально используете поддержку региона для Ягеля? Какие трудности возникали/возникают в организации такого масштабного мероприятия?

– Трудности, конечно, есть. Несмотря на успешность проекта, мы все еще регулярно встречаем «стену из формализма», отказы и грубость. К сожалению, в городе не так много подходящих площадок для проведения фестиваля. А использовать одни и те же постоянно – неинтересно. Тем более, что в оформлении мы используем северный антураж, краски, стиль. Это, преимущественно, стиль Бохо, натуральные материалы, связь с природой и экологией. 

– Но, если не брать во внимание эти трудности, которые есть всегда, в остальном – у нас много вариантов поддержки. Например, мы выиграли в конкурсе «Есть идея!» в 2021 году. Во второй раз (в 2023 году) мы выдвигали уже идею не маркета, а Фестиваля. Благодаря грантовой поддержке мы смогли закупить некоторое оборудование, расходные материалы для мастер-классов.

– В Фонде мы получили комплексную поддержку: заказали полиграфическую продукцию, некоторые материалы для выставки, визитки. Регулярно принимаем участие в образовательных услугах Центра «Мой бизнес», повышаем предпринимательские навыки, находим друзей, единомышленников, новых участников для Ягеля.

– Расширение Ягеля стимулирует к появлению новых мастеров: иногда посетители Фестиваля открывают в себе новые грани, тоже приобщаясь к творчеству. Более того, в «нашей семье» появляется все больше мужчин: мастера по дереву и изготовлению каменных изделий, кожевники, ювелиры и художники. 

Как и в любом деле есть трудности – вы о них сказали, но есть и большая поддержка. Именно это внушает вам уверенность и помогает строить планы, продолжать?

– Ягель только растет и развивается. Большие надежды мы возлагаем на строительство общественно-культурного центра, который возводят в парке «Маяк» – там будет где развернуться.

– Есть идея открыть АНО (автономную некоммерческую организацию). Это нужно, чтобы участвовать в федеральных конкурсах, которые доступны для сектора некоммерческих организаций.  Потому что нам не хватает оборудования, расходных материалов.

Ну и также в планах масштабирование проекта в летний период. «Ягель» – это знаковое городское мероприятие, где можно отключиться от проблем на весь день: погрузиться в творческую атмосферу – от созерцания и покупок изделий, до участия в мастер-классах; от общения с людьми до дегустации блюд с северными акцентом на фуд-корте. А еще – концерт местных музыкантов. Наш Ягель – это уже больше, чем пространство творчества – это культурное событие, которого ждут горожане.

Валентина, Анна, что в конце вы можете еще добавить о вашей работе над проектом?

Мы очень любим Ягель, оберегаем его. Вместе с проектом мы растем и как предприниматели, перерабатываем стиль и общение с людьми, осваиваем основы продаж: что такое оформление, рабочая сторона товара, как упаковать изделие и многое другое.

 

И еще хотим поблагодарить Центр «Мой бизнес» за большой вклад в наше дело (и наш личный бизнес), а также ОТОК (Образовательное творческое объединение культуры г. Магадана) и его руководителя – Юлию Авилову. Мы называем ее «крестной феей» Ягеля.

– Следите за нашими новостями, приходите на Ягель и приобщайтесь к миру уютного творчества.